Блог
Тонкие и толстые социальные материи в литературе, искусстве и жизни.
Эрнст Юнгер, «Уход в лес», 1951
Ernst Jünger, «Der Waldgang»
__________
Когда я вышла на улицу и почувствовала мороз, то решила, что в тепле новогодних домашних дней, я просто забыла, как это – холодно. Решила побегать в солнечном втором января, и побежала. Оказалось, было -20.
Любой монотонный спорт дает возможность прислушаться к телу, но, когда среда реально враждебная, рецепторы начинает корежить и оторопевшая физиология просто орет. Все одновременно не так, лицо немеет, колени не гнутся. Тело бежит, а приборы лихорадит: жесть, жесть, еще другая жесть.
С чем сравнить эти две среды: комфорт нашей устроенной жизни и беспощадную реальность внешнего?
Эрнст Юнгер использует сравнение с Титаником.
Человек на Корабле полностью доверяется технологиям, разделению труда, рассчитывает на удобства. Вся социальные и политические механизмы права и безопасности создают для него целостный и убедительный мир.
«Пока погода хороша, а виды приятны, он едва ли замечает то состояние минимальной свободы, в котором он оказался. Наоборот, наступает оптимизм, ощущение силы, навеянное скоростью передвижения».
Конец всему приходит в момент столкновения с айсбергом.
«Когда Корабль погибает, его аптечка тонет вместе с ним. И тогда все зависит от других вещей, например от того, может ли человек выдержать несколько часов в ледяной воде».
Речь здесь о нашей социальной убаюканности:
«Затянувшиеся мирные времена благоприятствуют оптическим иллюзиям. К их числу относится и допущение, что неприкосновенность жилища основывается на конституции и гарантируется ею же. На самом же деле эта неприкосновенность основывается на отце, который вместе со своими сыновьями встает в дверях с топором в руке».
«Уход в лес», «Waldgang» — так называется эссе Эрнста Юнгера.
Лес. Пространство потаенное и страшное, Юнгер противопоставляет освещенному Кораблю.
Машенька, одна, идет в лес, ищет своего братца. Все знают, что на самом деле ждало в лесу героев сказок. Кровь и почва. Подлинное соприкосновение с бытием. Встреча с реальным порядком вещей. Встреча с самим собой.
Уходом в лес Юнгер называет движение одиночки к свободе от принуждения.
В 1951 году Юнгер думал о противостоянии такого одиночки в тоталитарных государствах.
В 21 веке – мы думаем о том, как противостоять цифровому контролю и тоталитарной толерантности.
«Можно ли, оставаясь на Корабле, в то же самое время сохранять способность принимать собственные решения, что означает – не терять своих корней, укрепляя их связь с первоначальным? Это и есть подлинный вопрос нашего существования».
Думаю про неслучайность моей пробежки. Это переезд, с его немыслимой горой вещей сложноустроенного быта 21 века, сначала поглотил, а потом выплюнул меня прямо в бытие, в еще волшебное 2 января, в легкой одежде, прямо в Ничто. На дорожку, от которой ледяным звуком отскакивают кроссовки. На ветер, который через замерзающую влажность носа втыкается атомной сосулькой прямо в мозг. На чистое первоначальное, которое, как заснеженная равнина, всегда покойно, вечно, враждебно, страшно и истинно.
В первый рабочий день года, когда мы просыпаемся от волшебного сна, хочется иметь в виду этот высокий ориентир свободы.
Принимать собственные решения и не терять связи с корнями, с первоначальным.
Эссе, в котором философ и мыслитель воспевает упорство одиночки как героическую жизнь, сокрушающую сонное, иллюзорное, автоматическое. Вечное противостояние вечному принуждению.